Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога Агеевой Галины Леонидовны
Агеевой Галины Леонидовны, педагога-психолога МДОУ детский сад № 27 «Чебурашка» г.Чайковский.
В настоящее время достаточно весомой является проблема школьной дезадаптации, т.е. все больше и больше детей не справляются со школьной программой уже в начале школьного обучения. Современные исследования этой проблемы показывают, что причины школьных трудностей нередко кроются в так называемой «незрелости», «неготовности» ребенка к обучению в школе. Несмотря на то, что трудности в обучении могут зависеть от многих обстоятельств, в значительном числе затруднения в учении обусловлены недостаточной (или несвоевременной) сформированностью отдельных функциональных систем психики ребенка. У значительной части таких школьников обнаруживается минимальная мозговая дисфункция (ММД), т.е. функциональная незрелость систем головного мозга, несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения.
Как следствие, такие дети испытывают трудности в усвоении учебного материала, в выполнении предъявляемых требований, что ведет к низкой успеваемости, к различным формам недисциплинированности. Почти всегда у детей с ММД недостаточно развита зрительно-моторная координация (ЗМК), порой уровень развития бывает патологически низким. С точки зрения психологов – ЗМК – это школьно-значимая функция, сформированность которой обеспечивает успешное овладение навыком письма, чтения, счета. В практической работе педагога-психолога низкий уровень сформированности ЗМК не всегда связывается с наличием у ребенка ММД. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на нормализацию работы головного мозга, т.е. на коррекцию ММД. Значительно реже педагог-психолог обращает внимание на развитие ЗМК.
Собственный опыт показывает, что работа по развитию ЗМК не дает хорошей положительной динамики, устойчивого результата, если не учитывается фактор наличия ММД у ребенка. Тема зависимости уровня развития ЗМК от уровня функциональной зрелости головного мозга мало разработана (традиционно понимается, что подготовка руки к письму, к обучению в школе – это развитие мелкой моторики, однако, мелкая моторика – лишь компонент ЗМК), соответственно коррекционных программ развития ЗМК у детей с ММД в литературе недостаточно. Поэтому возникла потребность в создании коррекционно-развивающей программы, учитывающей связь и зависимость развития ЗМК от функциональной зрелости головного мозга ребенка. Программа разработана на основании собственного опыта решения данной проблемы. В программе объединены методы коррекции ММД и развития ЗМК, разработанные разными авторами.
Недостаточность развития ЗМК, ее компонентов, объясняется незрелостью головного мозга ребенка:
- недостаточным развитием центров головного мозга,
- недостаточным развитием межполушарного взаимодействия.
Поэтому работа по коррекции ММД включает в себя:
- активизацию работы центров головного мозга;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Т.е. работа по развитию ЗМК у детей с ММД ведется в двух обязательных направлениях:
- активизация и нормализация деятельности головного мозга ребенка;
- развитие ЗМК через развитие ее компонентов.
Работа с детьми по этой программе позволяет нормализовать работу мозга и достичь ребенком уровня возрастной нормы развития ЗМК. Решение двух этих проблем позволит минимизировать вероятность школьной дезадаптации.
Программа имеет все необходимые компоненты и представлена введением, содержательной частью, в приложениях к содержательной части имеются методический аппарат реализации содержания, диагностическая часть, учебный и учебно-тематический планы, конспекты коррекционно-развивающих занятий. Программа оснащена наглядным материалом (формы бланков протоколов, стимульный материал, образцы выполнения ребенком тестовых заданий и др.)
Коррекционно-развивающая программа предназначена для педагогов-психологов ДОУ, рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада общего вида.