Речь и малыш
Речь и малыш.
Очень часто Вы задумываетесь о будущем своего ребенка, пытаетесь понять, насколько успешен будет он в школьной, а затем и во взрослой жизни.
Основы хорошей успеваемости закладываются еще в раннем детстве. Формирование правильной речи ребенка – это сложный и длительный процесс. Ребенку нужно научиться воспринимать обращенную к нему речь, управлять своими органами артикуляции, полноценно общаться с окружающими.
Прежде всего, взрослые обращают внимание на то, правильно ли ребенок выговаривает звуки, умеет ли он читать до школы. Но проблемы развития речи не ограничиваются только этим.
В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?
- Если вы обнаружили у ребенка врожденные пороки развития анатомических органов речи: расщелина губы и неба (в просторечии «заячья губа» и «волчья пасть»);
- Ребенок не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя;
- Если в возрасте двух лет ваш малыш все ещё не начал говорить;
- Когда ребенок говорит, а между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щеки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер;
- Когда ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком;
- Когда ребенок заикается (делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания);
- Если ребенок утрачивает уже приобретенные навыки, произносит меньше слов, чем раньше, отказывается играть, замыкается в себе.
Главная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
«Критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено
должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное.
Родители должны также помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Стадии развития речи малыша.
Помощь взрослых базируется, прежде всего, на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.
Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.
Второй год жизни – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
Третий год жизни – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
Четвертый год жизни – освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.
Пятый год жизни – развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).