Семинар – практикум
«Отработка навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования (конструирования) педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.
Проектирование в образовании – это способ освоения и преобразования образовательной среды, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности.
В ходе семинара мы попытались проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса и интеграции, используя метод «Шести шляп». Педагогам были представлены 6 шляп разного цвета, с соответствующим аспектом мышления:
Белая шляпа: информация
Используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересовали только факты. Мы задали себе вопрос о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников появилась возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Черная шляпа: критика
Черная шляпа позволила дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности.
Желтая шляпа: логический позитив
Желтая шляпа потребовала от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы постарались придумать новые идеи, модифицировали уже существующие, исследовали возможности, в общем, дали креативности зеленый свет.
Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя». «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы рассматрели нашу проблему в выбранном цвете.
Решая главный поисковый вопрос, педагоги открыли свои эмоции, чувства, которые их одолевают, постарались сформулировать всевозможные выгоды и преимущества введения ФГТ в дошкольное образование. Как положительно они повлияют на жизнь детей в детском саду? С помощью «Мозгового штурма» попытались найти решение проблемы: «Как заставить человека есть зеленый салат?». Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.
Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека, есть зеленый салат.
А затем попробовали разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применили найденные решения к реальным обстоятельствам – найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос. И вот что у нас получилось…
«Как заставить человека есть зеленый салат» |
«Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?» |
Тщательно очистить его
|
Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты
|
Украсить салат |
Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)
|
Подать в необычной сервировке |
Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме
|
Добавить в салат необычные продукты, например трюфели |
Интегрировать с другой деятельностью
|
Придумать интригующее название |
Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей
|
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях |
Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить
|
Убедить в полезности состава ингредиентов. |
Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.
|
После этого педагогам в ходе игры удалось практически показать понятие «интеграции», на примере одной темы. В течение 5 -10 минут придумать, учитывая возраст своих воспитанников, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. После этого листы открывались и, по желанию педагогов, зачитывались.
Данная форма работы позволила в спокойной обстановке проработать, понять и воспринять, казалось, только на первый взгляд, трудный вопрос.