Метеорологическая площадка «Ветерок»
Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке.
Почему так важно развивать умение наблюдать уже в дошкольном возрасте? Современные исследования педагогов свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является той генетической ступенью, на которой закладываются основы всего последующего умственного развития. «Громадное количество знаний и умений, приобретаемых в этом возрастном периоде, усваивается мгновенно, фиксируется навечно, до конца жизни и теряются в последнюю очередь при старении» (А.В. Запорожец).
Особенно большой интерес у детей вызывает природа.
Красота, динамика, новизна предметов и явлений природы во все времена привлекала и вызывала глубокий интерес у детей. Всюду мы видим мальчишек и девчонок с любопытными, смышлеными глазами, входящих в удивительный мир природы и желающих знать, почему дует ветер, почему мокрая земля, почему солнце не падает на землю?
Есть ли на свете педагог или родитель, который бы не слышал множество таких и подобных им вопросов? Взрослые помогают ребенку найти ответ на возникший вопрос в самой окружающей действительности, через непосредственное наблюдение ее явлений.
Где бы не имел место процесс наблюдения – на прогулке, занятии или экскурсии, он должен быть хорошо организован и правильно проведен.
В каждой группе, начиная с младшего возраста, в течении всего года, проводятся наблюдения за состоянием погоды.
А что такое погода? Детей старшего возраста я знакомлю из чего же складывается погода.
- Первое – это температура воздуха (холодно, тепло или жарко).
- Второе – облачность. Если на небе видны лишь отдельные облака, светит солнце, говорят, что сегодня ясно.
Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность.
Если же небо затянуто облаками и солнце не видно, говорят пасмурно. - Третье – осадки (дождь, снег, град)
- Четвертое – ветер. Он может быть слабым или легким, умеренным и сильным.
С детьми делаем вывод, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. А изменения температуры, облачность, дождь, ветер – основные явления погоды.
Частые наблюдения за погодой детям становятся малоинтересными. Чтобы активизировать эту работу и поддержать интерес к наблюдениям, я использую метеоплощадку «Ветерок», которую оборудовала совместно с родителями.
Метеоплощадка «Ветерок» представляет собой комплекс оборудования, включающих в себя следующие приборы:
- Флюгер
- Вертушки
- Термометр (условный и уличный)
- Емкость для измерения выпавших осадков.
Все эти приборы размещаются на участке детского сада.
С помощью флюгера определяется направление ветра. Детям младшего возраста я дала два понятия – ветер холодный и теплый. Детей старшего возраста по-знакомила со следующими определениями: ветер холодный – северный, а теплый – южный; там где солнце встает, или просыпается – восточный ветер, а где солнце ложится спать – западный ветер. Благодаря этим сравнениям дети легко усвоили название ветра и откуда он дует.
Для определения силы ветра сделали вертушки. На метеоплощадке у нас 3 вертушки. Все они сделаны из разного материала. Вертушка, сделанная из фольги самая легкая, поэтому реагирует даже на легкий ветерок. Другая вертушка из кар-тона. Она начинает вращаться, когда ветер средней силы, третья вертушка из пластика, крутится только при сильном ветре.
Дети очень легко усваивают, что при легком ветре вращается одна вертушка, если вращается 2 вертушки, то ветер умеренный, или средней силы, а вот если вращаются 3 вертушки, то ветер сильный.
Есть на нашей метеоплощадке термометр. В младшем возрасте это был условный термометр. Его я сделала из дерева. Это плоская рейка, высотой 80 см, шири-ной – 3 см., укрепленная на подставку. Рейка поделена на две части. Сверху, до середины наклеили липкую ленту красного цвета, а от середины и до основания – липкую ленту синего цвета. Температуру отмечаем кружком-фишкой, сделанного тоже из липкой ленты.
Детей старшего возраста я знакомлю с настоящим термометром, с его строением и назначением. Основные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы – ноль. Это граница между градусами тепла и градусами холода. Конец столбика в трубке термометра указывает на число градусов.
Чтобы понять, как работает термометр, мы проделали опыты.
Опыт 1. Опустить термометр в стакан с теплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в термометре?
Опыт 2. Поместим термометр в стакан с холодной водой. Что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке?
Пользуясь термометром, сделали с детьми условные обозначения: число градусов тепла записывали со знаком +, а число градусов мороза со знаком –. Вместо слова «градус» ставим маленькую точку.
Поэтому в старшем возрасте, где дети знают цифры, ознакомлены с работой термометра, мы используем настоящий уличный термометр. Дети называют цифру, сколько сегодня градусов.
Для определения количества выпавших осадков мы используем широкую емкость из прозрачной канистры, на которой сделаны условные обозначения. Для детей младшего возраста использовала цветовые обозначения – полоски разного цвета. Для детей старшего возраста сделали цифровые обозначения: внизу канистры – 0 – осадков нет; цифра 5 – расположена на середине канистры – обозначает, что осадков умеренное количество, или немного. Цифра 10 – осадков выпало много.
Если в начале работа на метеоплощадке велась всей группой, то сейчас мы перешли к дежурству. Все наблюдения, результаты дежурные фиксируют в календаре погоды.
Желание дать детям большее в сочетании с творчеством и фантазией, а главное – любовь к детям, сделают прогулку удивительной и неповторимой.
Воспитатель
высшей квалификационной
категории: Кустова Е.Г.