Проект «МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОЙ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ»
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
«МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОЙ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ»
Рано или поздно перед администрацией ОУ встает кадровая проблема: число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень малО, а «старые» кадры уходят. Осмыслив ситуацию, мы разработали и внедрили проект «Модель реализации открытой кадровой стратегии по привлечению молодых специалистов в ДОУ», по реализации которого учреждению присвоен статус опытно – педагогической площадки.
Цель проекта – эффективная профессиональная ориентация выпускников Чайковского индустриального колледжа.
В чем его особенность?
Выявление профессионального интереса у студента еще на стадии обучения в педагогическом колледже.
Известно, что во время учебы у студента сформирован только учебный интерес. И это понятно: ему надо сдать сессию, защитить курсовую работу, получить диплом. Наша задача заключалась в том, чтобы выявить его профессиональный интерес, еще до того как он придет в ОУ.
Так, в рамках проекта, в 2011 году, мы провели классный час для студентов педагогического колледжа на тему «Мифы и реальности профессии «Воспитатель». Погрузили студентов в профессию воспитатель. Студенты, в свою очередь, имели возможность задать нам вопросы, интересующие их, поделились своими опасениями. В результате получилась интересная дискуссия, где многие мифы развеялись.
Совместно с педагогическим колледжем, в 2012 году, был организован и проведен конкурс педагогического мастерства среди студентов 3 курса специальности «Дошкольное образование» – «Чебурашка ищет таланты». Во время первого этапа студенты писали эссе «Детский сад будущего». В своих рассуждениях студенты неоднократно упоминали о значимости своей будущей профессии. Проявить свои лучшие качества конкурсанты смогли во время второго этапа «Творческий калейдоскоп», здесь студенты продемонстрировали мастерство выразительного чтения, представили на суд жюри игрушки, сделанные своими руками, сочинили детскую сказку. Ну и самым сложным стал заключительный этап – «Занятия с детьми». Цель конкурса – повысить престиж профессии воспитателя и выявить талантливых студентов, которые смогли бы работать в нашем детском саду.
И уже в январе 2013 года, одна из конкурсанток пришла к нам работать, совместив обучение по индивидуальному плану освоения программы с работой в нашем учреждении. Для неё это гарантия трудоустройства, адаптация к организационной культуре учреждения и «Бонус» – возможность получать стипендию в учебном заведении и заработную плату в детском саду. А для нас решение кадрового вопроса. В сентябре 2013 года, Хлопина Ксения Петровна, зачислена в штат сотрудников ДОУ, ей присвоен статус молодого специалиста, с выплатой всех социальных гарантий.
Образование не стоит на месте, и в ЧИК тоже пришли Стандарты, стандарты 3 поколения. Теперь, обучение студентов строится по освоению основных видов деятельности: ПМ 01, ПМ 02, ……. Продолжая работу по проекту, нам тоже пришлось подстроиться, и уже в феврале 2013 года, совместными усилиями ДОУ и ЧИК, состоялся конкурс «Радуга спортивных идей». Его участники – студенты второго курса по специальности «Дошкольное образование». Это группа, которая первая учится по стандарту 3 поколения. Именно она освоила профессиональный модуль 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» и успешно сдала квалификационный экзамен. В течение всего конкурса, студенты демонстрировали все те знания, которые получили по новой системе обучения. Студенты – конкурсанты представили себя и презентовали свою идею-проект спортивного мероприятия, который они в будущем хотели бы реализовать на базе детского сада. Команды, а их было 4, подошли творчески, в результате чего, получились яркие запоминающиеся зрелища. Основная цель данного мероприятия – опять-таки выявить самых активных и одаренных студентов специальности «Дошкольное образование», способных творчески действовать в профессиональной ситуации, погрузить в профессию воспитатель.
Какие же получились результаты в ходе проекта?
- Ø У студентов появился профессиональный интерес к профессии воспитатель (по результатом анкетирования 82% студентов ответили «ДА» на вопрос «Хотели бы вы после окончания учебы работать по своей профессии?», по данным мониторинга ЧИК о удовлетворенности студентов учебной практикой – показатели повысились);
- Ø Все мероприятия в рамках проекта, были подробно освещены в СМИ и выложены на нашем официальном сайте, тем самым повышая имидж профессии воспитатель, в нашем городе;
- Ø Студенты 1 курса выявляют желание участвовать в подобного рода конкурсах (т.е., трансляция нашей работы и активного участия студентов в ней, в ЧИК – очень информативная);
- Ø В детский сад идут работать педагоги, которые после окончания учебного заведения уходили работать в другую сферу деятельности ( в 2012 году при объединении, в наш холдинг пришли работать 5 педагогов из другой сферы);
- Ø В течении 2013 года в учреждение принят педагог-студент с последующим трудоустройством (также из этого потока ещё 2 студентки вышли на ИОМ, с последующим трудоустройством (37 Д/с);
- Ø Студенты проявляют желание проходить педагогическую практику именно в нашем учреждении (по данным ЧИК);
- Ø В 2013 году на конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», воспитатель заняла 2 место, которую мы вырастили в своей профессиональной среде;
Бесспорно, результатами работы со студентами в проекте мы удовлетворены, но большой работы и поддержки требуется и для молодых специалистов в нашем ОУ. Вот почему мы ищем и используем разнообразные формы работы с ними.
В декабре2012 года, совместно с ЦИКТ, а именно с Тюминой М.В., мы организовали и провели деловую игру – «Образовательная картография». Привычно, этот формат использовался для работы со старшеклассниками. В данном случае, ресурсы игры были направлены на работу с молодыми педагогами. 13 “картографов” – начинающих воспитателей, создавали карты своего профессионального роста. Удалось не только увидеть и услышать представления молодежи о своих профессиональных перспективах, но и обозначить возможные ресурсы для работы и роста педагогов. Так, один молодой воспитатель представила нам свою карту профессионального роста, где одно из ближайших достижений – это участие и победа в конкурсе «Учитель года – 2013», так и случилось, она достойно представила наше ОУ и заняла почетное второе место. Интересным эффектом стало то, что воспитатели-стажисты тоже захотели построить свои карты профессионального развития. Данное событие стало значимым, для молодежи, стажистови администрации ОУ.
Итак, подводя итоги, можно смело сказать, проект уже сейчас можно рассматривать как модельный вариант, а его реализацию – как апробацию модели профессиональной ориентации выпускников педагогических учебных заведений и адаптации молодых педагогов.
Используемая модель профессиональной ориентации может использоваться в образовательных учреждениях различного типа и вида детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования.
Сейчас, оценивая всю работу в проекте, в свете новых событий этого года (увеличение педагогам з/п), мы можем сказать, что наши педагоги, держатся за свое место. В настоящее время, администрация ДОУ работает над качеством предоставляемой услуги. Так в нашем учреждении разработана бонусная система поощрения. Педагоги начали расти в своем профессиональном развитии, а самое главное у них появился интерес и желание к работе.
«МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОЙ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ»