Консультация «Признаки жестокого обращения и насилия»
Консультация
«Признаки жестокого обращения и насилия»
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты ст. 19, а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка от посягательства на его честь и репутацию (ст.16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращении (ст. 39)
Уголовный Кодекс РФ предусматриваем ответственность
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136)
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 -157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56)
- меру «лишения родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)
- немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ «об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
Закон РК «О защите прав детей гласит»:
- «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).
- По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
Чаще всего дети, подвергающиеся жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже агрессивны. Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над ребенком. Для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание.
Признаки, которые должны вас привлечь и насторожить:
- ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок не ухожен, неопрятен, плохо пахнет;
- ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот;
- у ребенка могут быть проблемы с обучением из-за плохой концентрации;
- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу;
- он отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны;
- для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе;
- судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
- он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
- к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия? Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому, педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну – например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. Имейте в виду, что вы являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии помочь ему сами, то должны обратиться за помощью к другим (медику, психологу). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а детям, тогда лучше занять следующую позицию:
- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);
- дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказал о таком событии, это очень важно»);
- оградить ребенка от реакции других детей (это сложная проблема, и мы постараемся ее решить вдвоем);
- уделить ему максимум внимания.
Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?
Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только сам ребенок, но и его родителя нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие) специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.
Если в трагедии, происходящей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.
В случае если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов из специальных служб и центров