Развивающая среда и предметная игра для детей раннего возраста.
Детский сад для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Каждому ребенку нужно удовлетворять свои потребности, свои интересы. От того, насколько грамотно организована развивающая среда, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Знают ли родители о том, что при создании предметной среды очень важно учитывать особенности детей: возраст, пол (девочка или мальчик), уровень развития, интересы, склонности, способности, их личностные характеристики. Обстановка в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребенка. Окружающую среду ребенка не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка – понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыши учатся ориентироваться в окружающем мире, у них начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам.
Создание развивающей среды дома, очень важная деталь в процессе воспитания ребенка. С самого рождения каждый предмет в жизни ребенка должен иметь свое место и предназначение. От этого зависит насколько просто и быстро он начнет им управлять. Ребенок не будет тратить время на поиски нужной игрушки. В условиях развивающей среды ребенок будет реализовывать изначально поставленную задачу: рисовать, строить, складывать, что значительно влияет на его развитие.
Вашему вниманию представлена развивающая среда нашего детского сада, это материалы, оборудование и центры (т.е. центр науки, центр музыки, центр двигательной активности и другие). В центрах сосредоточено очень много разнообразного материала, удовлетворяющего интересы и потребности всех детей, а их в группе много. Вы имеете возможность увидеть присмотреть и выбрать тот или иной материал, что подходил бы только для вашего ребенка.
Так чем же заполнить развивающую среду ребенка в семье? Важно знать, что у малыша должно быть хотя бы по 1-2- игрушки разного вида:
- Развивающие-сенсорные;
- Сюжетные;
- Спортивные;
- Музыкальные;
- Строительный материал.
Каждый вид значим для ребенка, например, спортивные игрушки. В возрасте 1,5 – 3 лет у ребенка совершенствуется ходьба, поэтому желанными игрушками станут тележки, каталки, а в 3 года уже велосипед.
Современный ребенок испытывает недостаток ощущений (тактильные – потрогать, слуховые – слышать, обонятельные – почувствовать). Порой он воспринимает окружающий мир однобоко. Поэтому необходимо использовать сенсорные материалы и пособия, главное назначение которых – развитие мелкой моторики и двигательной активности ребенка. Сенсорные пособия это изучение и закрепление цвета, формы, размера, ознакомление детей с различными свойствами предметов (пирамидки, вкладыши, матрешки, шары, игры «Подбери блюдце к чашке», «Подбери бусы к куклам», «Цветные квадраты»). Это могут быть игры с песком, водой (песок сыпется, из мокрого можно лепить, водичка льется, она холодная и теплая, губка ее впитывает и ее можно выжать), это могут быть и игры с тестом.
Обязательны сюжетные игрушки, которые бы сами наталкивали детей на отображение в игре впечатлений, полученных в жизни: куклы, игрушечные животные, инструменты, орудия труда взрослых и т. п.
Нужен разного рода строительный материал, используемый для построек разных сооружений.
Наряду с промышленными игрушками, у каждого ребенка должны быть игрушки-самоделки: куклы сделанные из ткани, игрушечные животные из разных пушистых тканей, игрушки-заместители: палочка вместо ложки, кубик вместо мыла, игрушки-забавы: музыкальные и заводные игрушки.
Для малышей необходимы книги. Иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расширяют представление об окружающем мире. Любовь и уважение к книге закладывается в детях именно с этого возраста.
При создании развивающей среды очень полезно использовать нестандартное оборудование (пособия, игрушки), изготовленные руками родителей, воспитателей, бабушек и дедушек. В этом помогают разнообразные журналы, передачи, консультации специалистов.
Так же важно учитывать размер игрушки, материал из которого они сделаны. При подборе игрушек в детском саду мы руководствуемся требованиям СанПиН. Вам, наше пожелание, приобретать игрушки безопасные и гигиенические.
В заключении хочется сказать – в ваших руках, развитие вашего ребенка, от вашей фантазии, вашего желания, вашего стремления зависит насколько плодотворным будет детство вашего ребенка.