Развивающая среда и предметная игра для детей раннего возраста
Детский сад для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Каждому ребенку нужно удовлетворять свои потребности, свои интересы. От того, насколько грамотно организована развивающая среда, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Когда разрабатывалась «Программа развития образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 г.г.» одной из главных проблем, решаемой на основе развития дошкольного образования, являлась «слабое содействие в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в семье, недостаточная организация работы с детьми, не посещающими ДОУ».
Сегодня, очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – в семье и в дошкольном учреждении.
Одной из мер обеспечивающих более успешное развитие детей, явилось предоставление государством возможности воспитание малыша до пяти лет в оптимальных условиях семьи. С 1 января 2009 года в Пермском крае реализуется пилотный проект Правительства Пермского края «Предоставление пособий семьям, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольное учреждения» – «Мамин выбор». Достоинства предполагаемого подхода заключается в возможности выбора родителями формы дошкольного воспитания.
В соответствии со статьей («Закона об образовании») родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка.
Родители не только являются первыми педагогами, но и основными социальными заказчиками ДОУ. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности семьи.
В соответствии с возросшим социальным заказом расширилась сеть дополнительных услуг, оказываемых ДОУ, как для детей посещающих детский сад, так и для «неорганизованных» детей.
Учитывая важность семейного воспитания, мы создали на сегодняшний день модель дошкольного учреждения нового типа – «Дошкольный микрорайонный центр. Почему возникла необходимость создания такого центра? Особенностью микрорайона Речники является отдаленность от основных социокультурных учреждений города. В виду этого родители испытывают ряд затруднений, в том числе и в услугах социально – педагогического сопровождения детей микрорайона. Дошкольный микрорайонный центр – это помощь семье и детям на территории микрорайона Речники. Для родителей и детей, не посещающих детский сад, организованы занятия по различным направлениям. Группы в дошкольном микрорайонном центре различаются не только по формам организации, но и по методам работы.
Услуги предоставляемые ДОУ:
1. Консультативная помощь родителям специалистами детского сада – это памятки, рекомендации, беседы, консультации, все, что может помочь родителям в воспитании детей.
2. Семейный клуб «Малютка» (для детей с 1 года до 1,5 лет).
3. Семейный клуб «Подснежник» (для детей с 1,5 года до 2 лет).
4. Группа кратковременного пребывания «Солнышко» (с 1,5 до 3 лет).
5. Группа кратковременного пребывания «АБВГДейка» (подготовка к школе для детей, не посещающих детский сад).
6. Группа «Умники» (кружок «Умные руки», кружок «Поиграйка», кружок «Веселый язычок»).
7. Группа присмотра и развития детей 7-9 лет «Детский сад плюс».
Каждый педагог детского сада вовлечен в деятельность данного центра – это специалисты высшей и первой категории.
Особой популярностью пользуется семейный клуб «Подснежник», который организован для родителей с детьми от одного года до полутора лет. Для детей с раннего детства важно полноценное развитие и общение с людьми. Это сложно обеспечить в домашних условиях. С детьми и их мамами работают все специалисты детского сада. У детей в процессе занятий развиваются эмоции, моторика, мышление и двигательная активность, и что особенно важно у них начинается процесс социализации.
Педагог-психолог оказывает помощь родителям не только в виде консультаций, но и в выборе развивающих игр, с показом их применения.
Инструктор по физической культуре показывает мамам, какие упражнения лучше выполнять для развития детей и как можно самостоятельно организовать подобные занятия дома. Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни. Но поскольку они только учатся говорить, веселые песни поют их мамы, а сами детишки повторяют движения в такт музыке.
Занятия различаются разнообразием материалов и оборудованием. Дети не только учатся разнообразным движениям, но и проговаривают считалки, потешки. Развитию речи на данных занятиях отводиться большое значение. Для детей проводятся праздники, кукольные театры, устраиваются сюрпризные моменты.
Как показали наблюдения, дети посещающие занятия, отличаются более свободным общением со взрослыми, друг с другом, они открыты, эмоционально устойчивы. У детей в меньшей степени выражена агрессивность, тревожность.
Режим работы – совместное пребывание ребенка с близким взрослым два раза в неделю в течение одного часа. Созданы две группы по 12 человек (фактическая посещаемость – 8-9 человек).
Родители полностью удовлетворены данной услугой, поскольку в течение года у них есть возможность наблюдать за развитием своего ребенка, пообщаться с другими родителями, но и получать консультации у специалистов и присутствовать во время диагностики со своим малышом.
Понимая, что детский сад – это второй дом для детей, мы создаем для них комфортную, но вместе с тем развивающую обстановку. Для этого у нас есть хорошая материально- техническая база. Квалифицированные специалисты подбирают игры и материалы с учетом возрастных особенностей детей.
Мы окружим вашего малыша любовью и заботой.